Баллады и битвы. Лучшие фильмы января, которые не попали в кинотеатры

Кадр из фильма "Рома"
Кадр из фильма "Рома"

Одни картины были проектом мечты, вторые — итогом длительных поисков, третьи просто очень долго складывались в фильм

Related video

"Баллада Бастера Скраггса" / The Ballad of Buster Scruggs

Режиссеры: Джоэл и Итан Коэны
В ролях: Тим Блейк Нелсон, Джеймс Франко, Том Уэйтс, Зои Казан, Лиам Нисон
США, "шестизарядный" вестерн, 133 мин.

Шесть новелл в альманахе о смерти на Диком Западе. Братья Коэны в своей новой работе прошли по практически всем основным популярным темам и клише в отображении американского фронтира XIX века в кино. Это своеобразный "Мир Дикого Запада" со всеми типичными развлечениями — поездкой в дилижансе, золотоискателями, нападением индейцев, ограблением банка, мексиканской дуэлью и длинным, монотонным путешествием в караване переселенцев. Здесь есть все, и, как это обычно заведено у знаменитых режиссеров, абсурдное соседствует с железными закономерностями, а смешное превращается в трагическое без предупреждения.

Этот сборник новелл, оформленный в фильме как книга с рассказами из истории Дикого Запада, складывался для самих Коэнов долго. В него вошли истории, которые были написаны на протяжении последних 25 лет, что показывает, что они интересовались этим жанром задолго до того, как сняли первый вестерн в 2010 году "Настоящее мужество". С одной стороны, фильм кажется просто виньеткой в фильмографии Коэнов. С другой — здесь есть шедевральные новеллы и было бы преступлением, если бы они не дошли до экрана вообще. Вдобавок в каждой из новелл снялись известные личности, и это не всегда актеры. Например, Том Уэйтс в незабываемом "Золотом каньоне" — единственной новелле, снятой не по сценарию Коэнов, а по рассказу Джека Лондона.

"Рома" / Roma

Режиссер: Альфонсо Куарон
В ролях: Ялитца Апарасио, Марина де Тавира, Карлос Перальта, Вероника Гарсия
Мексика, США, тихая драма, 135 мин.

Хотя мы привыкли к дорогим, амбициозным и неимоверно сложным технически фильмам Альфонсо Куарона, он вернулся после шестилетнего перерыва с подчеркнуто маленьким и скромным фильмом. "Рома" — это во многом автобиографический фильм для самого мексиканца. Он рассказывает про жизнь зажиточной семьи в период приблизительно одного года в Мехико 1970–1971 гг., но в его центре — история не самого Куарона, а служанки в доме по имени Клео. "Рома" — панорама не только семейной, но и социально-политической жизни Мексики того времени, только фильм об этом редко говорит прямо. Весь контекст картины нужно считывать с заднего плана, а то и вовсе видеть его в том, что нам не показывают. Куарон позволяет бурной общественной жизни ворваться в жизнь героини только раз, во время студенческих волнений 1971 года, которые сначала тоже показывает всего лишь картинкой в окне.

Этот черно-белый довольно долгий фильм с актрисой без всякой профессиональной подготовки Ялитцей Апарасио сегодня является одним из главных претендентов на несколько "Оскаров", начиная с главного — за лучший фильм. Он уже выиграл фестиваль в Венеции и получил три номинации на "Золотом глобусе". Куарон и здесь остается верным себе. Назвать этот фильм простым язык не поворачивается. Это очень сложно сделанное кино с невероятной насыщенностью заднего плана, где всегда что-то происходит, долгими выверенными кадрами и постоянными кинотрюками, которые начинаются с первого же кадра. Но в его фокусе находится героиня, подкупающая именно простотой. Клео в исполнении Ялитцы, наверное, самый трогательный персонаж в кино этого года.

"Дневник пастора" / First Reformed

Режиссер: Пол Шредер
В ролях: Итан Хоук, Аманда Сейфрид, Виктория Хилл, Филипп Эттингер
США, Великобритания, Австралия, драма о вере и ответственности, 113 мин.

Эрнст Толлер — настоятель церкви в Нью-Йорке, стоящей на пороге своего 250-летия. С первых сцен мы понимаем, что Толлер работает на туристическом объекте, а не в живой церкви. Но несколько человек на его проповеди и службы продолжают ходить, и вот однажды одна из прихожанок по имени Мэри просит поговорить Толлера с ее мужем. Она боится, что он может что-то сделать с собой после возвращения из очередной акции (он член радикального общества по охране природы). И для Толлера это шанс наконец-то помочь настоящим людям в настоящей беде, а не провести еще один тур по церкви для туристов.

Премьера картины состоялась еще на фестивале в Венеции в 2017 году, но событием фильм Пола Шредера стал только осенью 2018-го, когда его стали рассматривать как серьезного кандидата сразу в нескольких оскаровских номинациях, прежде всего в актерской — Итан Хоук в главной роли здесь действительно впечатляет. Это очень аскетичное кино, как и сама жизнь главного героя, но при этом очень эстетское и где-то напоминающее даже классические японские работы, известные своим визуальным минимализмом. Герои Шредера, начиная еще со знаменитого "Таксиста", к которому он написал сценарий, часто находились как будто в отчаянном положении самураев, оставшихся без хозяина. Поэтому они легко сходили с колеи законности и приемлемости и были готовы на радикальные меры. С его последним фильмом тоже не надо обманываться. То, что его герой — священник, для фильмов Шредера является фактором, который делает проблему еще более резкой.

"Король вне закона" / Outlaw King

Режиссер: Дэвид МакКензи
В ролях: Крис Пайн, Стивен Дилэйн, Билли Хаул, Аарон Тейлор-Джонсон
США, Великобритания, "битва за Шотландию", 121 мин.

Какой еще фильм хочет больше всего в жизни снять режиссер с именем Дэвид МакКензи? Конечно, про то, как шотландцы боролись за независимость против англичан. И как у каждого шотландца, у него есть свой любимый герой этой продолжительной борьбы — один из самых успешных борцов Роберт Брюс, ставший королем Шотландии в разгар войны с Англией в начале XIV века и, что немаловажно, защитивший свой титул с мечом в руках.

"Король вне закона" — проект мечты для МакКензи, который получил возможность снять его после успеха его прошлого фильма "Любой ценой" в 2016 году, хотя начал работать над ним задолго до этого. Это один из самых дорогих проектов Netflix за все время его существования ($120 млн) — интересная попытка перекроить голливудские клише фильмов о героической борьбе за независимость чем-то чуть менее пафосным и более брутальным. Более 20 лет назад ровно то же сделал Мел Гибсон в "Храбром сердце" — истории из того же времени и места, но посвященной более трагическому герою Уильяма Уоллеса. "Король вне закона" — почти сиквел фильма Гибсона, только Роберт Брюс больше не произносит пламенных речей о родине. Он просто берет оружие и отбирает ее у англичан — в грязи родных шотландских болот, в крови врагов и без всякой пощады.